Классному руководителю

Партнерство классного руководителя и семьи в организации общественно-значимой деятельности классного коллектива

Самое трудное в работе с детьми-
это работа с их родителями
Школьный афоризм
В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги – две важнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить.
Проблема взаимодействия школы и семьи всегда была и остается в центре внимания. Современный классный руководитель, воспитывающий школьников наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьей учащегося во многом зависит эффективность формирования личности ученика.
Важным звеном в построении воспитательной работы является взаимодействие педагога с родителями школьника. Семья – та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья.
Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей.
С другой стороны, наблюдаются процессы, приводящие к обострению семейных проблем:
1. Усиление расслоения общества по уровню материального достатка и социальному статусу;
2. Рост числа разводов, и как следствие, увеличение числа семей, в которых детей воспитывает один родитель;
3. В результате увеличения темпа жизни, потока информации, загруженности на работе разрушается система «родители-ребенок», усиливается взаимное отчуждение детей и родителей;
4. В результате мощного, подчас агрессивного, воздействия СМИ и глобальной сети ИНТЕРНЕТ, значительная часть подростков отделяется от родителей.
Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника. Ведь воспитание – дело обоюдное и очень важное.
Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители?
Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый, единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.
Важно выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической готовности, успешно создавать условия для развития и обучения родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса, привлекать родителей для участия во внеурочной деятельности обучающихся.

У вас не будет второго шанса,
произвести первое впечатление
Коко Шанель
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между классным руководителем, учащимися и родителями. Родители и классный руководитель – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. А начинается все с первого родительского собрания. Очень важно совместно с родителями поставить цель и определить задачи воспитания. И сделать это интересно!
Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать. Интерактивный — означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).
Использование интерактивных методов позволяет решить несколько психолого-педагогических задач. Прежде всего, интерактивные методы ставят родителей в активную позицию. В обычной ситуации сделать это достаточно сложно: призывы учителя или психолога «высказать свое мнение», «предложить свои варианты», как правило, остаются безрезультатными. Интерактивные методы позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя принципиально иначе.В результате тренинга или игры родители формулируют цель: в результате воспитания, ребенок должен обладать важными для общества качествами, проявлять эти качества в разнообразной деятельности, реализовать свои возможности , а значит стать ЛИЧНОСТЬЮ.
Словом личность определяют сущность каждого из нас, то самое главное, социально ценное, что в нас есть, — наше социальное лицо. Понятие “личности” должно зазвучать по-новому для каждого родителя, ведь найти свое достойное место в обществе — секрет успеха для каждого человека. И насколько успешен будет в этом ваш ребенок, определит его формирующаяся личность.
В процессе обсуждения проблем формирования личности «рождаются» воспитательные задачи:
• гармоническое развитие ребенка;
• забота о его здоровье;
• помощь в обучении;
• трудовое воспитание
и помощь в выборе профессии;
• помощь в социализации личности и ее самореализации;
• формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;
• забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;
• развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;
• подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;
• половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни
Итак, цель и задачи сформулированы, записаны. Потребности родителей совпадают с возможностями классного руководителя. Именно на этом этапе нужно задать самый важный вопрос…

«Мы занимаемся слишком серьезным делом,
чтобы делать его серьезным»
Взаимодействие школы и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы – развитость, целостность личности.
«А что Вы, уважаемые родители», в рамках школы готовы сделать для достижения поставленной цели?».
Этот этап лучше всего проводить в формате «мозгового штурма», так как процесс обдумывания может и затянуться… Интересно, что возможности родителей практически совпадают с функциями работы классного руководителя, проверенными годами работы. Но если бы данные предложения были спущены «сверху» классным руководителем, многие родители их не восприняли.
Функции классного руководителя Деятельность родителей
1) ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой;
2) психолого-педагогическое просвещение родителей;
3) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
4) корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;
5) взаимодействие с общественными организациями. 1) организация работы телефонной линии (или иных средств коммуникации), по которой родители могут связаться с классным руководителем, получить консультацию по интересующим вопросам
2) посещать родительские собрания, обучатся и делится накопленным опытом
3) помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса
4) сотрудничать по спорным вопросам с психологом, социальным педагогом или иными специалистами
5) организовывать досуговую деятельность учащихся

Это примерная таблица, которая становится главным документом всех родителей на протяжении всех этапов сотрудничества. Чтобы закрепить данные обещания, все родители подписываются под этим плакатом — сами придумали, написали, сами будем исполнять.
Основа взаимодействия классного руководителя и семьи состоит в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств.
Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. По своему статусу классный руководитель в школе – основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника; будучи специалистом в области педагогики и психологии, помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания, в корректировке воспитательных воздействий окружающей социальной среды. Классный руководитель должен выступать в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой.
В основе работы классного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Должно быть доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высшего образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей. От согласованности действий школы и семьи зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Школа обязана помочь родителям, став для них центром психолого-педагогического просвещения и консультирования – организуя при школе родительские университеты, лектории, конференции, семинары, объединения родителей.
Работа с родителями в воспитании детей будет успешной и поможет совершенствованию личностных качеств школьника, если за основу взять наказ педагога В.А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, — и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике, — все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения? – это уродливое воспитание».
Проанализировав вышеизложенное, можно выделить 4 направления работы с семьей как классного руководителя: знать, обучать, помогать, привлекать.
Знать
Диагностика – не панацея, а средство, которое
может помочь сделать проблему беспроблемной

Для меня диагностика — необходимый материал, на базе которого я выстраиваю доверительные отношения с ребенком. Проводить исследования нужно так, чтобы родитель и ребенок не чувствовали себя объектом исследования. Существует множество форм : диагностика, консультация, тренинг, наблюдения, беседа, тестирование и анкетирование, сочинение как метод изучения семьи, метод обобщения независимых характеристик, педагогическая гостиная. На первом этапе они хороши и оправданы, а вот дальше…
Не сложно, один раз в полугодие, придумать совместное коллектовно-творческое дело для родителей и детей. Проекты «Изготовление новогодней игрушки», «Генеалогическое дерево нашей семьи», «Жизнь в фотографиях» и т.д. Мало того, что в ваших руках окажется бесценный материал по изучению не только самого ребенка, но и семьи, проект наглядно покажет как складываются взаимоотношения в семье, роль ребенка, значимость его потребностей и многое другое. А если КТД проводятся систематически, то можно отследить изменения, происходящие в семьях, а зачастую и предотвратить сложные ситуации во взаимоотношениях «родитель- ребенок» или укрепить, сплотить семью.
Обучать
Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно.
Идти.
Оноре де Бальзак
Родителям стали жизненно необходимы психолого-педагогические знания; педагогам – знания по организации более эффективных форм работы с родителями по вовлечению их в образовательный процесс, то есть мотивирование на получение этих знаний.

Проблема заключается в том, чтобы каждый из педагогов определил для себя:
— Работа с родителями – это одна из граней педагогического мастерства или тяжкая должностная обязанность?
Прежде чем решить проблему ребенка, надо решить проблему взрослого, а она состоит в том, что родители, порой, не компетентны в вопросах воспитания и психологии, не знают возрастных особенностей детей и подростков, или не серьезно относятся ко всему тому, что происходит с их детьми. Это мешает им выбрать единственно правильную линию поведения.
Наиболее распространенной формой работы с родителями является классное родительское собрание. Главным ее предназначением является согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития личности ребенка. Родительское собрание – одна из основных универсальных форм взаимодействие школы с семьями учащихся и пропаганды психолого- педагогических знаний. Эта школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.
Комментарии родителей : Устарела форма общения школы и семьи — все родительские собрания, как правило, представляют собой монолог педагога, в котором он рассказывает об успехах или неудачах учащихся. Хотелось бы изменить такое положение так, чтобы родители не просто выступали в роли пассивных слушателей, а проявляли активность, делились опытом воспитания, давали советы, строили общение.
Поэтому очень важно внедрять интерактивные формы работы с родителями : тренинги, деловые и ролевые игры, диспуты и т.д.
Но какой бы ни была форма общения с родителями правила поведения классного руководителя при встрече остаются неизменными:
1. Снять собственное напряжение перед встречей с родителями.
2. Дать родителям почувствовать ваше уважение и внимание.
3. Убедить родителей в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
4. Постараться понять родителей, правильно определить наиболее волнующие проблемы.
5. Словом и делом помочь родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формировать у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на вашу поддержку и помощь других учителей.
6. Разговаривайте с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители всех учеников (и благополучных и «сложных») ушли от вас с верой в своего ребенка.
Помогать
Известные трудности возникают в работе с родителями, которые сами нуждаются в перевоспитании, а также с родителями, чьи дети являются представителями «группы риска». Необходима интеграция семьи и школы в воспитании ребенка, необходимо исцеление современной семьи ради спасения будущего поколения, чтобы сегодняшние дети группы риска не превратились в изгоев общества.
В таких ситуациях важно подключить к работе психолога, социального педагога и других специалистов для решения проблем ребенка и семьи. Важно своими действиями не оттолкнуть семью от сотрудничества, поэтому вмешательство должно быть весьма корректным и очень осторожным.
Достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали родительские тренинги. Это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка.
Следует особо выделить такую форму связи школы с семьей, как работа родительского комитета. Он вырабатывает план совместных действий по оказанию помощи семьям в воспитании детей, организовывает обмен опытом отдельных родителей, решает целый ряд вопросов, касающихся случаев, когда в той или иной семье воспитание ребенка поставлено не на должном уровне, решает другие вопросы. Комитет помогает в проведении различных внеклассных и оздоровительных мероприятий.
Привлекать
Жизнь дарит нам море шансов,
но чаще всего нам просто лень плавать
Это, пожалуй, одна из самых сложных задач. Родители привлекаются к проведению школьных детских праздников, воспитательных мероприятий. Они помогают классному руководителю и педагогам готовить номера художественной самодеятельности. Практика показывает, что после посещения праздников большинство родителей не остаются равнодушными, у них снова возникает желание оказать помощь школе в организации воспитательной работы.
Работая с родителями важно соблюдать баланс вмешательства их в процесс воспитания в рамках школы. Чем старше становятся дети, тем реже нуждаются они в помощи, в организации. Тем чаще родители начинают детям мешать. Задача классного руководителя отследить этот момент, (а он у каждого ребенка наступает в свое время), и предоставить родителям другие варианты сотрудничества с детьми. Можно собрать команду единомышленников и принять участие в общешкольном КВНе. Можно пойти в поход, где родители-туристы покажут ребятам, как ставить палатки и обыграют их в футбол.
Важными условиями успеха сотрудничества семьи и школы является “воспитание всем миром”, поддержка данного направления на городском уровне, т. е. создания единого образовательного пространства города.
Заключение
Чтобы школа жила и развивалась в нынешних социально-экономических условиях, ей необходима поддержка и союзники, в первую очередь в лице родителей.
Работа с родителями – одно из самых сложных направлений в профессиональной деятельности педагога. Деятельность родителей и классного руководителя в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогу важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.
В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит классным руководителям. Не все родители откликаются на стремление к сотрудничеству, не все родители проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Классному руководителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и морализм.
Жизнь доказала, что все беды детей, а потом и взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых — отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.
Если и есть что-то в мире стоящее и не имеющее цены — так это дети. Остальное частности. Будем жить ради них и любить их, и не предавать их, и любоваться ими. Мир детей — благородный и отзывчивый – к нему идём всю жизнь.